Ламповый усилитель для гитары. Ламповые гитарные усилители Простой ламповый гитарный усилитель

Всем привет! Поскольку я музыкант, то и вопрос аудиоаппаратуры меня касается очень и очень! Ну, а как известно, одно из важнейших звеньев звукового тракта электрогитары - усилитель. Либо голова с кабинетом, либо комбик.

Поскольку транзисторный комбик с гитарным динамиком в наличии у меня был, то было принято решение его не трогать, а собрать отдельный двухтактный ламповый усилитель, т. е. голову. Начинка в комбике была микросхемная (в общем-то неплохая для чистого звука и лёгкого кранча), но хотелось попробовать «живой» ламповый звук. Вот и пришло дело к Marshall 18 Watt. Вот исходная схема с моими поправками:


Вместе с коллегами, музыкантами-паяльщиками, были проведены консультации по конструкции, и процесс пошёл:) Поскольку усилитель мне был нужен для домашней записи, то вся мощь его не требовалась. Решено - схему облегчаем! Номиналы проходных конденсаторов я уменьшил, например, с 47 нФ до 1 нФ - это позволило существенно понизить НЧ в спектре сигнала и, тем самым, общий выходной уровень усилителя. Вы можете оставить оригинальную ёмкость 47 нФ, если уровня хочется побольше. В результате упрощений получилась вот такая схема:


Внимание! Эта сборка любительская! Претензии по грамотности в электронной теории и практике конечно будут иметь основание и примутся - это поможет другим избежать ошибок в конструировании. Не судите строго, если что!

Вы должны понимать, что любительские сборки вы используете на свой страх и риск. Нет гарантии, что не будет ошибок! Хотите гарантированного звука, старайтесь придерживаться оригинальной схемы и покупайте качественные комплектующие!

Для шасси было решено использовать старый компьютерный П-образный корпус, что очень удобно. Итак, вооружаемся техникой безопасности и болгаркой:

Габариты заготовки под шасси: ширина — 18 см, длина — 45 см, высота — 6 см. Поскольку трансформаторы немалые - принято решение «утопить» их в шасси:


Моделируем расположение комплектующих на шасси и делаем болгаркой направляющие пропилы:


Далее делаем отверстия для панелек ламп. Я, конечно, сделал это коряво:) По окружности насверлил мелких отверстий, потом выкусывал их кусачками и напильником обтачивал… Если у вас есть возможность, то просверлите отверстия сверлом-коронкой по металлу диаметром 22 мм. Будет быстро и красиво! Примеряем:


Расстановка ламп получается такой:


Позагибаем железо:) Кстати, ещё рядом с включателем сети будет индикатор - обыкновенная лампочка от фонарика 6,3 В х 0,3 А. Вот и пригодится вторая слабая накальная обмотка силового трансформатора. С торца делаю вставку из ДСП. Потом ещё добавлю металлический уголок до неё и скреплю их снизу фанеркой:


Попутно делаю монтажную плату (20х4 см). На рисунке видно две перечёркнутые детали - не пугайтесь, это я отключил регулятор Tone, а эти детали соединялись с потенциометром. Если тон вам нужен, то не обращайте на это внимание. Потом будет рисунок с разводкой проводов.


Наступило время монтажа. Давайте рассмотрим схему сборки:


Конденсаторы в цепях питания и в сигнальных цепях должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В! В катодных цепях можно на 50 В. Проходные конденсаторы я поставил на 1 нФ для уменьшения низких частот и, тем самым, уменьшения уровня усилителя. Тон после испытаний вообще убрал - не нужен оказался, он есть и на гитаре, и на примочках. Резисторы я ставил те, что попались под руку - мощностью 0,125 и 0,25 Вт. Ну а мощные (в цепях питания) подбирал в обязательном порядке, а то слабые пшикнут на раз! Умудрился я диоды все перепутать полярностью - фильтрующий электролитический конденсатор «хрустнул» и погиб! Делайте как на схеме - полоски там где полоски!

Ну и конечно же фотографии самого монтажа:


Для обеспечения безопасности и более-менее эстетического вида я решил сделать защитные кожухи для трансформаторов и дросселя:


Выходной трансформатор ТС-250-2М взят от старого советского телевизора. Вариант подключения обмоток на изображении. Входная обмотка с отводом от середины на 190 В. Выходная (на динамик) 6,4 В 0,9 А (по сути накальная).

Расположение выводов трансформатора ТС-250-2М указано с обратной его стороны:

Силовой трансформатор тоже был взят от старого ТВ — это ТСШ-170-3 (схема прилагается). Две вторичные обмотки в сумме около 200 В - после выпрямления - 250 В. Накальная - 6,3 В х 3 А - хватает на все лампы, и ещё одна накальная менее 1 Ампера - сгодилась для лампочки индикации сети.


ВАЖНО!!! Полезные замечания! Примите во внимание!

1. Коллега посоветовал использовать 6Н23П вместо 6Н2П. За что ему большой респект! Я это дело дело проверил - и точно! Звук заметно стал насыщенней вехними частотами и ушли потрескивающие искажения (а то уже микрофон приходилось отодвигать чуть-ли не на пол-метра от комбика). РЕЗЮМЕ: 6Н2П однозначно на пенсию, а 6Н23П на Marshall 18 Watt и на Fender Tweed Deluxe 53D. Вот и сэмпл как доказательство:

2. В моей версии усилителя оба входа входной лампы запараллелены, что обычно не делается! Это перегружает выходной каскад. Хотите - попробуйте так. А по сути лучше использовать одну половинку входной лампы, как и должно быть.

3. Для надёжности в подавлении фона добавьте фильтрующие электролитические конденсаторы в анодных цепях первой и второй ламп. Их номиналы 16-32 мкФ / 450 В. В оригинале они есть, я попробовал без них - фона не было, поэтому убрал для упрощения схемы.

Полевые испытания.

Уменьшенной громкости (в результате облегчения схемы) за глаза хватает для домашней записи! Двухтактный усилитель звучит поярче (позвонче и т.п.) чем однотактник. Естественно, это в случае с гитарой, аудиофильские нюансы мы не разбираем! С педалью BOSS Metal Zone MT-2 усилитель дружит:) Фон побеждён, проблем нет. Лёгкое шипение белого шума, но по сравнению с уровнем сигнала гитары - пыль! Ради интереса отключил дроссель - фиг там, фон появился! Гитара малобюджетная Cruzer by Crafter ST-200\BK.

Вот несколько простых игровых сэмплов, обработки эффектами никакой не производилось. Педаль BOSS MetalZone MT-2. На дисторшн-соло добавил ВЧ и СЧ.


Чистый звук. Арпеджио:

Чистый звук. Ритм:

Дисторшн. Ритм:

Дисторшн. Соло:

Делаем выводы из моего эксперимента:

1. Сделать ламповый усилитель для гитары в домашних условиях вполне возможно! Мой опыт это доказывает!

2. Если ваш бюджет ограничен, то можно подобрать детали буквально из пережитков советского прошлого:)

3. Если у вас найдётся некоторая сумма денег, то вы можете купить качественные трансформаторы и лампы. Звук получится отменный! И себестоимость будет в разы дешевле оригинального усилителя!

P. S. Извините, повторюсь! Рассматривайте, пожалуйста, этот проект, как домашний любительский эксперимент. Возможны ошибки, косяки, терминологические неточности и т.п. Рассмотрите повнимательнее оригинальную схему, разберитесь что к чему. Советуйтесь со спецами. Не спешите в принятии решения, главное, чтобы оно было правильным для вас! И тогда всё у вас получится! До встречи!

Таскать вещи – это отстой, а таскать тяжелые вещи – это вдвойне отстой. Эти утверждения не требуют доказательств, но мы, гитаристы, должны постоянно с этим мириться, так как не требует доказательств и то, что наши драгоценные усилители и кабинеты 4х12 зачастую очень большие и тяжёлые. И пока мы не станем рок-звёздами со своей командой, нам придется таскать этих огромных подонков своими руками. Такова тяжелая сущность гитаризма. Однако, из этого тяжелого экзистенциализма есть выход, и имя ему – миниатюрные ламповые головы.

Приходит время маленьких голов, друзья мои. Современные системы звуковоспроизведения и усиления чудовищно мощны и высокоэффективны, а это значит, что не важно какого размера зал, где вы будите выступать, и какого размера ваш усилитель, так как даже маленький комбик может прокачать роком целый стадион. Стеки из больших голов и кабинетов до сих пор довольно впечатляющи, и через них прикольно играть, но всё это больше необязательно. Маленький, 15-ти или 20-ти ваттный усилитель и небольшой кабинет отлично справятся с работой на любом концерте на свете.

С ростом популярности таких небольших устройств, каждая компания, производящая усилители, умеет в своей линейке маленькую, мало и среднемощную ламповую голову. Без дальнейших церемоний представляем вашему вниманию несколько наших любимых миниатюрных ламповых зверей.

Tiny Terror – это первообраз маленькой м ламповой головы и она до сих пор одна из лучших, так что будет упущением не упомянуть про неё. Tiny Terror, с возможностью переключать мощность с 15 на 7 Ватт, - это идеального размера голова для практически любого концерта, репетиции или студийной работы, в которой она могла бы оказаться. Она даже может запитать два кабинета 4х12, если это действительно нужно. Пара EL84 даёт удивительный звуковой диапазон, как чистого, так и перегруженного звука. Всего один канал с тремя регулировками позволяет настроить теплый клин, мясной кранч для классического рока, тут даже достаточно гейна для околометального перегруза.

В общем, с какой стороны ни посмотри, Tiny Terror – это отличный усилитель, и уровень продаж тому подтверждение. Terror мало того, что проделал отличную работу для Orange, так еще эта зажигательная маленькая голова совершила революцию во всей индустрии. Линейка Terror была значительна расширена со времен выпуска Tiny Terror в 2006. Пара хай-гейновых моделей для металлистов, 30/15/7 ваттный Dual Terror, к котором есть два переключаемых канала и больше пространства в звуке, что особенно хорошо для тех, кто любит громкий чистый звук и педали.


Night Train появился вместе с волной, поднятой Orange Tiny Terror. И если с первого взгляда все кажется по-британски схожим: 15 и 7,5 Ватт, две лампы EL84, практичный и крепкий металлический корпус. Однако, стоит лишь включиться и различия становятся очевидны. У Night Train богатый, звонкий, классический воксовский звенящий чистый звук, в корне отличный от гортанного лая TT. И это определяет своё собственное место этого маленького Vox во вселенной крошечных голов. Позже компания Vox обновила серию Night Train, добавив туда еще больше функций и выжав еще больше различных звуков из этого компактного форм-фактора. Теперь тут два канала – British и Girth, что расширяет палитру от винтажного воксовского чистого и драйва до хай-гейнового современного звука, а переключатель Thick ещё добавляет гейна. Трехполосный EQ добавляет возможностей для более скрупулёзного формирования звука, а встроенный ревёрб добавляет объема в палитру звуков Night Train.


Немецкие исследователи звука из Hughes & Kettner всегда специализировались на комбинации музыкальности и инноваций, и их Tubemeister 18 определенно поднял планку для всех маленьких ламповых голов. Как и во многих других подобных усилителей, в Tubemeister 18 стоит пара EL84, и как можно угадать по названию, голова выдаёт максиму 18 Вт мощности. Пожалуй, на этом сходство с продуктами других компаний заканчиваются. В отличии от других, основанных на EL84 небольших усилителей, Tubemeister 18 уходит от насыщенного средними частотами звука типичного для этих устройст, и даёт более современный, более полный спектр, с подчеркнутой чистотой и упругостью поверх винтажной основы. Запас гейна в его двух каналах довольно впечатляющ, от хлетского колючего чистого до рычащего трэша и всё что между этими крайностями. В Tubemeister 18 так же есть две функции, отсутствующие у конкурентов, например, встроенный выход H&K Red Box DI, который позволяет записываться напрямую, и кнопка Power Soak, которая из 18 Вт делает 5 Вт, а из 5 Вт - 1 Вт Даже на такой мощности голова выдает жирный, насыщенный звук, но на приемлемой мощности.


Многие знаю, что Jet City – это еще одна компания Mike Soldano, основанная с миссией дать гастролирующим гитаристам прагматичный, ультра-надежный ламповый усилитель по доступной цене. Во многом, JCA20H – это воплощение этой философии в жизнь. Пара EL84 выдают реальный ламповый рык с яйцами. Тут всего один канал с регулировкой гейна в преампе, мастер-громкость, трехполосный EQ и регулировка Presence, которая своеобразно регулирует поток звука от ваших пальцев до усилителя. Jet City JCA20H с одинаковой легкостью может звучать ярким, искрящимся чистым звуком, мягким, но упругим ламповым драйвом и плотным жирным кранчем. Включился, и отжигай. Что еще нужно?


Довольно часто Laney ассоциируют с самым известным их эндрорсером - Tommi Iommy из Black Sabbath. И голова Ironheart IRT15H – это истинный наследник этого наследия Судьбы. Хотя этот 15 ваттный ламповый зверь с двумя EL84 внутри выдает широкую гамму отличных звуков, лучше всего он подходит для агрессивного, высокогейнового разрушения звуком, тогда как другие усилители – не совсем. В Ironheart IRT15H просто огромный запас по гейну, такой, что многим гитаристам он будет просто не нужен. А его упругие низкие частоты и широкие возможности по формированию звука, позволяют «нарулить» пугающе жестокие металлические тона, даже тогда, когда он работает в одноваттном режиме. Это небольшое Железное Сердце может причинить боль на любом уровне громкости, что отлично подойдет треш-монстрам, как в студии, так и на сцене.

Несмотря на обилие альтернативных вариантов, усилительный гитарный стэк и по сей день остается культовым оборудованием и обеспечивает наиболее гибкое управление звучанием.

1. Введение

Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный выбору гитарного усилителя или, говоря более привычным для гитаристов языком, "головы".

Несмотря на то, что комбо-усилители во многих отношениях удобнее "голов", несмотря на то, что современные цифровые технологии иногда предлагают очень привлекательные альтернативные варианты, все равно стэк, то есть комбинация отдельного усилителя и спикерного кабинета, остается наиболее распространенным выбором среди профессиональных исполнителей. Хотя на рынке гитарного оборудования можно найти и транзисторные усилители, все равно вот уже более 50 лет в данной области балом правят ламповые технологии.

2. История вопроса

Гитарное усиление развивалось параллельно с развитием собственно электрогитары. Потребность в усилении возникла в то время, когда в начале XX столетия наметилась тенденция расширения танцевальных и других коллективов за счет инструменталистов, в результате чего общая громкость вырастала. Хотя гитара, в то время еще чисто акустический инструмент, входила в ритм-секцию таких ансамблей на постоянной основе, ее звучание терялось на фоне ударных и медных духовых. Даже один саксофон или труба звучит существенно громче акустической гитары, поэтому нет ничего удивительного в том, что в составе команды, включавшей в себя пять или шесть духовых инструментов, гитара могла играть только ритм-партии, да и те на пределе слышимости.

С современной точки зрения исключительно удачным оказался тот факт, что гитарное усиление начало развиваться еще до того, как были созданы технологии действительно качественного усиления. Изначально целью конструкторов было усилить звук акустической гитары, не меняя при этом ее тембр. Однако к счастью для нас радиодетали, доступные в тридцатых-сороковых годах, попросту не могли справиться с подобной задачей. Ранние записи электрогитары, когда этот инструмент еще не ушел от акустической гитары так далеко, как рок-гитара последующих десятилетий, обладают характерным "гудящим" звуком. Подобный звук возникал в результате многочисленных мелких искажений, компрессии и очень узкой полосы пропускания частот. Таким образом, как видите, все предпосылки к появлению современного звука рок-гитары уже существовали!

К середине 60-х годов электрогитара была уже широко распространенным инструментом, играющим главную роль в поп-музыке по обе стороны Атлантики. Однако технологии гитарного усиления все еще были весьма несовершенными, и гитаристы популярных групп того времени, для того чтобы "пробить" толпы истерически визжащих тинейджеров, были вынуждены выкручивать громкость своих достаточно хиленьких усилителей на максимум...


По мере увеличения нагрузки любая аналоговая звуковая цепь рано или поздно начнет "обрастать" искажениями. В терминах хай-файного звука подобное поведение совершенно недопустимо - и качество усилителей, предназначенных для воспроизведения музыки, очень часто характеризуют именно с помощью того, насколько низкими будут искажения на максимальной громкости. Однако в 60-х годах гитаристы были вынуждены увеличивать громкость усилителей, которым было очень далеко до хай-файных. И в один прекрасный момент вдруг поняли, что полученный перегруженный звук, на самом деле, не так уж и плохо, если не наоборот.

В то время основной элементной базой для электронных приборов были вакуумные лампы, которые впоследствии были заменены транзисторами. Транзисторы превосходили лампы по всем параметрам - они были намного меньше, дешевле и надежнее. В дальнейшем появились привычные всем нам микросхемы, которые, по сути, представляют собой наборы из тысяч и даже миллионов микротранзисторов. Однако гитаристы открыли для себя перегруженный звук еще в ламповую эпоху, и оказалось, что по одному параметру лампы существенно превосходят транзисторы - их перегруженный звук существенно музыкальнее и приятнее на слух. Так и получилось, что лампы до сих пор применяются в гитарных усилителях. Хотя производители с удовольствием бы перешли на чисто транзисторные технологии, гитаристы продолжали утверждать, что при перегрузке транзисторы звучат не так хорошо, как лампы. Если на сегодняшний день и существуют транзисторные усилители с хорошим звуком, то это только благодаря многолетним исследованиям, посвященным вопросу - почему лампы звучат музыкальнее и как можно приблизить звучание транзисторного усилителя к звучанию лампового.

Поскольку изначально перегруз представлял собой, по сути, естественный "дефект" звучания усилителя, получить эффект дисторшна можно было только путем включения усилителя на максимальной громкости. Вплоть до конца 60-х годов гитарные усилители оборудовались только одной ручкой громкости, которая "вела" звуковой сигнал на всех стадиях усиления. Другими словами, вы могли получить или чистый и тихий звук, или перегруженный и громкий. С ростом популярности перегруженного звука это превратилось в серьезную проблему - многим исполнителям хотелось играть с дисторшном на относительно небольшой громкости, например, в клубах, дома, на репетициях и при этом не подвергать риску оглохнуть как самих себя, так и спящих в соседних домах. В результате было предложено два разных технических решения: педаль дисторшна и мастер-регулятор громкости.

В основу педали легла идея произвести искажение звука до его поступления в усилитель. Поскольку ранние модели педалей использовали только транзисторы, они не могли в точности воспроизвести звук лампового дисторшна. Однако их подключали к ламповым усилителям, что позволяло существенно облагородить звучание. Многие классические записи той эпохи были сделаны на педалях дисторшна, которые сами по себе (т. е. без подключения к усилителю) звучали не намного музыкальнее осы, застрявшей в банке с вареньем.

Мастер-регулятор громкости, впервые предложенный специалистами фирмы l, оказался более полезной находкой. Идея заключалась в том, что перегруз производится на стадии предварительного усиления (то есть сам тембр формируется в предусилителе), а мастер-регулятор громкости управляет уровнем оконечного усилителя (который "раскачивает" сигнал перед тем, как подать его на вход динамика). Сегодня практически все гитарные усилители используют именно такой вид конструкции, и поэтому всегда содержат как минимум два регулятора - GAIN (который одновременно управляет и глубиной дисторшна, и громкостью) и VOLUME (который отвечает только за финальную громкость).

3. Транзисторы против ламп: как дела сегодня?


Еще одна заслуживающая упоминания современная тенденция - так называемые "гибридные" варианты конструкции. Как следует из говорящих названий типа "Valvestate", "Transtube" и т. д., они используют одновременно ламповые и транзисторные технологии. Обычно в составе гибридного прибора ламповый предусилитель объединяется с транзисторным оконечным усилителем, то есть сначала лампа формирует уникальное "ламповое" звучание, которое затем максимально нейтрально, с минимумом искажений "раскачивается" на транзисторном "оконечнике". Многие гибридные усилители содержат всего лишь одну лампу, из-за чего некоторые музыканты считают их недостойными внимания "макетами", хотя на самом деле это не вполне справедливо.


Как правило, транзисторные усилители доминируют в недорогом ценовом сегменте рынка или же предлагают существенно большую мощность и функционал за те же деньги. Хотя ламповые усилители стоят ощутимо дороже, они и сейчас считаются безальтернативным выбором для исполнителей, которым качество звучания важнее потраченных на его достижение денег. Эти музыканты совершенно справедливо указывают на несколько существенных недостатков гибридных конструкций.

Первый "слабый" момент заключается в том, что классический роковый дисторшн создается не только на стадии предусиления. Исключительно важны также искажения оконечного усилителя, а также искажения, вносимые динамиком. И это на самом деле так - звук раскачанного на полную громкость стэка Marshall, в особенности если усилитель относится к эпохе до появления ручки мастер-громкости, формируется "на корпусе", то есть звучит вся конструкция в целом.

Второй момент - из-за физических особенностей конструкции лампы "откликаются" на изменения уровня входного сигнала в тысячи раз быстрее транзисторов, кроме того, ламповые схемы обычно проще транзисторных, за счет чего длина тракта сигнала существенно уменьшается. Говоря нормальным человеческим языком, ламповые усилители намного "отзывчивее" транзисторных. По описанным выше причинам транзисторные и цифровые модели усилителей в топовом сегменте никаким образом не могут конкурировать с ламповыми моделями.

4. Основы лампового усиления

Схемы усиления часто описывают в терминах так называемой "топологии", то есть раскладки соединения радиодеталей между собой, что играет весьма существенную роль в формировании звука. Большинство классических гитарных усилителей собрано по так называемой схеме "Class A", которая отличается широким динамическим диапазоном, пробивным звучанием и красивым "сливочным" перегрузом. Ранние усилители класса А, не оборудованные регулятором мастер-громкости, могут создавать эффект дисторшна только на максимальной громкости, поэтому одним из главных недостатков подобной схемы считается относительно короткий срок службы ламп вследствие повышенного износа. Такие усилители требуют очень частого технического обслуживания.

Усилители класса B изнашиваются не так быстро и обладают более чистым звучанием по всей цепи прохождения сигнала, поэтому считаются более универсальными.

Ламповые усилители , которые многие считают одними из самых лучших на сегодняшний день, обычно комбинируют схемы классов A и B. Часто в усилителе присутствует даже переключатель, позволяющий выбирать нужную схему усиления.


Помимо топологии, часто для описания звучания усилителей используют такие характеристики, как "британский" или "американский" звук. Разница относится прежде всего к перегруженному звуку, и описать ее на словах практически невозможно. "Британский" звук - это классический звук рок-музыки 70-х годов (Led Zeppelin, Deep Purple, Free, Thin Lizzy и т.д.), в то время как "американский" можно услышать у таких групп, как Green Day.

Современные головы и комбики обычно обладают одинаковым набором функций. Подавляющее большинство имеет два отдельных канала с независимыми предусилителями, оптимизированными для воспроизведения чистого и перегруженного звука соответственно. Обычно переключение каналов осуществляется с помощью ножного переключателя (футсвитча). Некоторые производители, например, Mesa-Boogie, иногда добавляют третий канал "Crunch" для исполнения перегруженных ритм-партий.

Большинство усилителей оборудуется петлёй эффектов для подключения внешних педалей, таких как хорус, задержка, фазер и т. д. Обычно петля эффектов находится между предусилителем и оконечным усилителем, хотя некоторые усилители позволяют работать с точкой разрыва более разнообразно, например, назначать петлю эффектов только на один из доступных каналов. Петля эффектов в особенности важна, если вы предпочитаете использовать собственный перегруз усилителя, а не отдельную педаль дисторшна, но при этом хотите добавить модуляционные эффекты, такие как хорус или флэнжер. Подобные эффекты обязательно должны подключаться после перегруза - хорус, расположенный до перегруза, звучит просто кошмарно! Остальные эффекты, такие как задержка или вау, могут подключаться по усмотрению исполнителя.

Мощность усилителя дает только приблизительное (и очень грубое) представление о его максимальной громкости, поскольку громкость зависит от схемы, сопротивления и чувствительности динамика/динамиков. Как правило, большинство "громких" усилителей обладает мощностью 50 - 60 ватт, 100-ваттные головы обычно применяются для более комфортной "прокачки" кабинетов с четырьмя или восемью динамиками.

Последнее замечание - спикерный кабинет подключается к усилителю кабелем с разъемом "джек". Несмотря на то, что внешне спикерный кабель может выглядеть точно так же, как сигнальный, ни в коем случае не вздумайте их перепутать! Инструментальный (сигнальный) кабель использует коаксиальный провод - центральный проводник с экранной оплеткой, защищающей от помех. Тонкий провод означает высокое сопротивление, и в результате при подключении такого кабеля между усилителем и кабинетом в лучшем случае звук будет безнадежно испорчен, а в худшем - усилитель может перегреться и даже воспламениться! Спикерный кабель двухпроводной, у него нет экрана - если вы случайно подключите этим кабелем гитару, ничего страшного не произойдет, но вот звук будет просто ужасным.

5. Стэк или комбик?

Со времен 50-х годов существует два типа усилительного сетапа - отдельный усилитель ("голова") плюс спикерный кабинет, то есть так называемый "стэк", и комбинированный усилитель (комбо, комбик) со встроенным динамиком/динамиками.


Большинство производителей выпускает как комбо, так и стэки, иногда даже используя одни и те же элементы дизайна. Основная причина разделения усилителя и кабинета - чисто практическая, поскольку гитарные усилители обычно весьма и весьма тяжелые. В конструкции гитарного кабинета обычно используются десяти- или двенадцатидюймовые динамики, и кабинет 2х12" (т. е. два динамика по 12 дюймов диаметром каждый) - это предел для комбо-усилителя. В то же время стэки могут содержать один или более кабинетов 4х12". Вспомните Джимми Пейджа или Эдди Ван Халена на сцене - и сразу же вспомните огромный стэк Marshall с двумя кабинетами 4х12". Все возрастающие уровни громкости на концертах в 70-х и 80-х в итоге привели к распространению настоящих гитарных "стен" на сцене, хотя (открою секрет) на самом деле из всей "стены" часто только один кабинет реально подзвучен микрофоном и выведен в порталы, остальные - чистая бутафория!


Между стэком и комбиком также есть небольшая разница в звуке и "ощущении". Дело не в меньшей громкости (некоторые комбо звучат очень даже громко даже для больших концертов), а в ощущении большей "монолитности", цельности, особенно в низкочастотном диапазоне. Подобный эффект возникает благодаря синхронному движению четырех и более динамиков и возникающей при этом звуковой волне.

Другое преимущество стэка - это тот факт, что часть динамиков находится на уровне ушей музыканта. Если комбик на сцене повернут в сторону зрителей, иногда гитаристу становится трудно услышать собственное звучание. В особенности это заметно при работе на небольших сценах, когда тарелки ударной установки могут оказаться ближе к уху гитариста, чем стоящий на полу невысокий комбик! Подобная ситуация часто приводит к тому, что гитаристы без необходимости устанавливают на своем усилителе слишком высокую громкость. Для улучшения ситуации можно поставить комбик на угловую стойку, но для больших комбиков такое решение является небезопасным.

Наконец, стэковый сет гораздо более гибок просто потому, что при смене кабинета вы получаете другое звучание. На звук оказывает влияние большое количество факторов, включая собственно модель динамиков, конструкцию кабинета (открытый или закрытый) и т.д.

Если перечисленные преимущества стэка не произвели на вас должного впечатления, ознакомьтесь с информацией обзора, посвященного выбору комбиков.

6. Типы кабинетов

Как мы только что сказали, выбор кабинета влияет на звук ничуть не меньше, чем выбор самого усилителя. Главные факторы здесь - это конструкция кабинета, а также конфигурация и тип динамиков. Однако есть и другие важные параметры, влияющие на звук. Это и порода дерева, и внутренняя конструкция корпуса, и даже материал фронтальной сетки.

Большинство кабинетов использует несколько двенадцатидюймовых динамиков. Классический гитарный стэк содержит один или два кабинета 4x12" - второй кабинет обычно подключается на более серьезных концертах. Кабинеты 4x12" доступны, как правило, в двух вариантах - с прямым или скошенным корпусом, у последнего верхние динамики направлены вперед и немного вверх. Стандартно скошенный кабинет устанавливается сверху стека для получения большего угла раскрытия звука.


Кабинеты 1x12" и 2x12" также весьма популярны - их можно использовать в случае, если нужно имитировать звучание комбика, и они лучше подходят для выступлений небольшого формата.

7. Заключение

Хотя существуют и другие варианты, стэк по сей день остается наиболее популярным среди рок-музыкантов и максимально гибким комплектом для гитарного усиления. Доступное разнообразие усилителей и кабинетов на сегодняшний день просто потрясает воображение, и приобретение настоящего стэка сейчас уже не пробьет огромную брешь в вашем бюджете.

Стоит отметить, что ламповые усилители требуют к себе повышенного внимания в сравнении с транзисторными. В большинстве из них предусмотрен так называемый пассивный режим (Standby), и, в отличие от бесполезных энергосберегающих функций бытовой электроники, этот режим исключительно важен. Ламповые усилители всегда нужно включать именно в пассивном режиме и только спустя 30 секунд переключаться в активный режим, поскольку до момента подачи звукового сигнала лампы обязательно должны прогреться. При отключении данную процедуру повторяют в обратном порядке.

Большинство современных электронных приборов не требует особого ухода, они работают, пока не сломаются. Однако с ламповыми усилителями так себя вести не получится - даже если усилитель работает нормально, ему требуется техническое обслуживание, хотя бы раз в год. Это делается для сохранения звучания, а также во избежание неожиданного выхода ламп из строя. В некоторых конструкциях усилителей выход лампы из строя может привести к повреждению и других компонент схемы, таких как выходной трансформатор или динамик.

Благодарим за время, потраченное на чтение нашего обзора и надеемся, что теперь вы гораздо лучше подготовлены к непростой процедуре выбора своего нового гитарного усилителя!

На рынке музыкального оборудования представлен большой выбор ламповых хай-гейновых усилителей класса hi-end, на которых играют многие известные исполнители. Мы собрали вместе лучшие мировые бренды и составили настоящий обзор для истинных ценителей правильного гитарного звука. Но прежде чем перейти к описанию тестируемых моделей, рассмотрим основные характеристики лампового звукового тракта.

Первым серьёзным моментом является качество усилителя , поскольку большинство серийных аппаратов собирается на дешёвых компонентах и нуждается в модифицировании, которое включает в себя замену силовых и выходных трансформаторов, ламп предусилителя и оконечника, конденсаторов и резисторов на печатной плате и др. После моддинга звучание головы меняется в лучшую сторону – перегруз становится чище, атака быстрее, читаемость выше, частоты сбалансированнее, обертона богаче. При этом традиционные лампы EL34 дают подчёркнутую верхнюю середину, KT77 – центральную, а 6L6 (аналоги 5881, 6550, KT66, KT88) – нижнюю. Характер ламп также немного отличается в зависимости от производителя Electro-Harmonix, Svetlana, JJ Electronic, Tung-Sol и др.

Существует несколько всемирно известных контор, занимающихся модифицированием ламповой техники – Voodoo, Fortin, Friedman, FJA, а также российский Fortress . В настоящем обзоре принял участие один серьёзно доработанный усилитель, а именно Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod, звучание которого существенно изменилось благодаря моддингу. Остальные аппараты были представлены в стоковой комплектации, при этом усилители Diezel априори не нуждались в модифицировании.

Вторым важным фактором выступает конструкция кабинета , к которому подключается голова. В случае открытой задней стенки в звуке преобладают высокие частоты (большинство комбиков), тогда как в закрытом объёме доминируют плотность и низ. В свою очередь стенка может быть прикручена (задняя загрузка динамиков) либо вклеена (передняя загрузка динамиков) – последний вариант предпочтительнее благодаря повышенной герметичности стэка, которая способствует направленности звуковой волны, обеспечивая лучшую атаку и большую громкость. При этом угловые кабинеты звучат несколько острее за счёт наклона верхних динамиков.

Помимо этого, на качество звучания оказывают влияние такие характеристики, как материал и толщина фанерных стенок, а также пространственная геометрия и жёсткость корпуса. Для компенсации недостатка внутреннего объёма, приводящего к чрезмерному давлению воздуха на диффузоры динамиков во время их колебаний, на передних стенках кабинетов иногда делают фазоинвертор, придающий звучанию большую открытость, но меньшую собранность. В противном случае необходимо увеличивать габариты конструкции, на что решаются далеко не все производители. По нашему мнению, лучшим вариантом является использование закрытых кабинетов из толстой сибирской берёзы с вклеенной задней стенкой и отсутствием фазоинвертора.

Третий основополагающий принцип заключается в модели динамиков , которые устанавливаются внутри кабинета. Разумеется, гитарные громкоговорители по своей частотной характеристике отличаются от используемых в музыкальных центрах. На рынке существует множество специализированных производителей, таких как Celestion, Eminence, Jensen, Fane, Tone Tubby и др. Аналогично звукоснимателям динамики различаются размером и типом магнита, толщиной и составом медной проволоки, количеством витков и схемой намотки, а также диаметром диффузора. На сегодняшний день самой популярной моделью в мире является Celestion Vintage 30, которая производится с 1986 года и устанавливается более чем в половину гитарных кабинетов.

Однако здесь крайне важно отметить, что начиная с 2000-х годов под одним и тем же названием выпускают английские и китайские V30, имеющие конструктивные различия и звучащие по-разному. На оригинальных английских динамиках используется чуть больший магнит, написан адрес фабрики Foxhall Rd., Ipswich, Suffolk, England и указано сопротивление обмотки 16 либо 8 Ohms, тогда как у китайцев на этикетке данная информация отсутствует. При игре на перегрузе родные громкоговорители выдают гораздо больше нижней середины, благодаря чему звучат жирнее и меньше режут слух. Азиаты напротив отличаются острым гейном с подчёркнутой верхней серединой без достаточной плотности риффов. В настоящее время среди производителей, продолжающих ставить в свои кабинеты английскую классику, непоколебимы остаются Orange и Mesa. Последние имеют боковую наклейку с индексом T4416 (16 Ом) и T4335 (8 Ом) и крайне редко встречаются в свободной продаже.

Наконец, четвёртым фундаментальным параметром оказывается качество инструментального и спикерного кабелей , а также внутренняя проводка самого кабинета и гитары. Подробно данный вопрос рассмотрен нами в статье . Напомним лишь, что при использовании одного кабеля как для чистого канала, так и для перегруза, оптимальным вариантом является шнур Lava Soar, имеющий наиболее сбалансированное звучание. В то же время, при наличии возможности приобретения двух кабелей мы рекомендуем применение шнуров Vovox Sonorus либо Van Den Hul Lava для чистого звука и Evidence Audio Lyrik / The Forte либо Analysis Plus Oval Pro Studio для гейна. В качестве спикерного кабеля мы используем Vovox Sonorus Drive и Evidence Audio The Siren, а для внутренней проводки моножилу Vovox Wiring.

Наконец, при наличии всех перечисленных выше факторов, а именно топовой головы, правильного кабинета, оригинальных динамиков, дорогих кабелей и внутренней проводки прослушивание аппарата необходимо производить на концертной громкости 120-130 дБ, при которой лампы усилителя мощности получают ток насыщения и выходят на рабочий режим перегруза сигнала. В противном случае игра на домашней громкости не позволит раскрыть потенциал используемого оборудования и получить звучание студийного качества.

В настоящем обзоре приняли участие флагманы Diezel VH4, Diezel Herbert, Diezel Hagen, Engl Special Edition, Engl Steve Morse, Marshall JVM410H, Marshall JCM 800, Custom Audio Amplifiers OD-100, Bogner Ecstasy, Orange Thunderverb, Hughes & Kettner TriAmp, Peavey 5150, Krank Krankenstein и Fortress Odin.

Сравнение представленных усилителей проводилось на гитаре (масса 3,6 кг, датчики Seymour Duncan Custom и Lollar Imperial High Wind, струны Elixir Nanoweb 10-52, внутренняя распайка Vovox, бронзовые лады Jescar EVO Gold, костяной порог) через кабинеты (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора), (длина 3 метра) и спикерного кабеля Vovox Sonorus Drive на концертной громкости. Изначально все потенциометры устанавливались в центральное положение и затем регулировались при необходимости.

1. Diezel VH4 – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Эталон для сравнения всех усилителей. Прототип VH4 увидел свет в 1992 году, а серийный выпуск начался в 1994 году. Аппарат был разработан в немецкой Баварии инженером Питером Дизелем совместно с музыкантом Питером Штапфером. Универсальный усилитель для различных стилей музыки – от мягкого рока на чистом звуке и кранче до зубодробительного металла на хай-гейне. Имеет правильный сбалансированный по всем частотам перегруз и очень сочные обертона. По совокупности характеристик является бесспорным лидером в hi-end сегменте. Стоимость головы в Америке составляет 4400$.

Характер гейна сухой, чистый и читаемый, атака фантастически быстрая и резкая, уровень компрессии средний, окрас звука отсутствует, количество шумов минимально. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 80 Гц до 4000 Гц. Предусмотрены индивидуальные последовательные петли эффектов на каждый канал, общие последовательная и параллельная петли, подключение ведомого усилителя через разъёмы thru на передней и задней панелях, а также midi-управление без возможности использования классического footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77. На данном усилителе играет James Hetfield.

Итого: сбалансированный по всем частотам сухой перегруз

2. Diezel Herbert – 180 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель появился в 2002 году и был спроектирован в первую очередь для игры металла. Кранч как таковой отсутствует. При выключенном midcut похож по звучанию на модель VH4, но тембр перегруза более острый и рваный, в то время как у предшественника он плотный и собранный, а компрессия сигнала чуть выше. Картина меняется при активации регулятора midcut - главной особенности нового аппарата – из звука постепенно вырезается нижняя середина на частоте 400 Гц с одновременной компенсацией потери громкости, ввиду чего усилитель всё дальше отдаляется от модели VH4 в сторону хэви-металла, начиная звучать менее жирно и более остро, обретая при этом мелкозернистый характер гейна с подчёркнутой центральной серединой и собранным стенобитным низом. Оптимальной является установка потенциометра midcut в положении 1/3.

Аппарат идеально подходит для баритонов и многострунных гитар, играющих в пониженных строях. В целом звучание усилителя является наиболее модерновым во всём модельном ряду Diezel. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 6×KT77. Самая тяжёлая голова массой 30 кг.

Итого: сбалансированный по всем частотам острый перегруз

3. Diezel Hagen – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был выпущен в 2010 году с прицелом на исполнение современного хард-рока. В отличие от VH4 имеет бустированную нижнюю середину без возможности регулировки, что придаёт звуку излишнюю плотность и характерный окрас. Является противоположностью модели Herbert при условии использования в последней регулятора midcut. На гитарах из красного дерева аппарат заметно перегружает сигнал.

В целом звучание усилителя можно охарактеризовать как наиболее жирное среди всех рассмотренных моделей Diezel. Чистый и читаемый перегруз вкупе с быстрой и резкой атакой являются непременными атрибутами. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77.

Итого: бустированный в области нижней середины жирный перегруз

4. Engl Savage Special Edition 660 - 120 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В 2000-е годы голова Savage Special Edition представляла собой флагманскую модель Engl и включала такие инновации, как два режима перегруза сигнала на каждом из каналов с индивидуальными регулировками громкости и гейна для всех четырёх вариантов, две независимые параллельные петли эффектов, возможность переключения между двумя различными кабинетами с раздельными настройками Master Volume и Presence, понижение мощности усилителя с помощью пентодно-триодного переключателя, встроенный двухканальный ревербератор, а также дополнительные кнопки эквализации bright, depth, rough/smooth.

Несмотря на обилие сложных технических решений звучание аппарата не отличается от младших собратьев и характеризуется очень узким и зажатым перегрузом с отсутствием жирной середины и стенобитного низа. Во время сравнения с Diezel VH4 создаётся впечатление, что к кабинету подключили цифровой процессор. При этом диапазоны регулировок эквалайзера и тон-шейперов минимальны и не позволяют исправить картину. Пожалуй, звучание Engl придётся по вкусу лишь тем, кто раньше играл через транзисторные усилители с привычным для них собранным перегрузом и отсутствием динамики. Предусмотрены параллельные петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6L6.

Итого: зажатый процессорный перегруз, не похожий на ламповый звук

5. Engl Steve Morse 656 - 100 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Steve Morse и функционально отличается от других аппаратов компании расширенным эквалайзером на третьем канале, включающим по два потенциомерта корректировки нижней и верхней середины Lo Mid 1/2 и Hi Mid 1/2, встроенным шумоподавителем Noise Gate с настраиваемым порогом срабатывания Threshold Level, переключателем заземления на задней панели Ground Lift Switch, автоматическим глушением Amp Mute при отстутствии подключения джека, а также кнопками увеличения яркости Tone и усиления перегруза Hi Gain. Диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий.

По звучания голова Steve Morse является наиболее сбалансированной в модельном ряду Engl благодаря меньшей компрессии сигнала и наличию плотного низа. В отличие от побывавших у нас собратьев Special Edition, Ritchie Blackmoore и Screamer с характерным для них зажатым перегрузом данный усилитель не похож на цифровой процессор, имея достаточно жирный ламповый звук. Однако в сравнении с Diezel VH4 он обладает не столь резкой атакой, худшей проработкой частот и большей компрессией. Предусмотрены две параллельные петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× EL34.

Итого: плотный компрессированный перегруз

6. Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был анонсирован в 2007 году как флагманская модель легендарного производителя. Каждый из четырёх каналов включает три режима перегруза сигнала (зелёный, оранжевый, красный), давая в общей сложности 12 вариантов звучания, и содержит независимые эквалайзеры, регуляторы громкости и гейна, а также цифровой реверберации, что является большой редкостью в ламповых головах. На задней панели находится дополнительный переключатель damping для изменения амплитуды колебаний динамиков в кабинете, который регулирует ультранизкие частоты. В стоковом варианте голова имеет все характерные недостатки, присущие усилителям Marshall – грязный перегруз, отсутствие глубокого низа, смазанная атака, бедный чистый канал, острое несбалансированное звучание, узкий диапазон регулировок эквалайзера.

В процессе моддинга для устранения перечисленных артефактов в аппарате был установлен дроссель на силовой трансформатор, заменён выходной трансформатор, подобраны лампы усилителя мощности 6L6 и предусилителя 6Н2П, перепаяны часть конденсаторов и резисторов на печатной плате, что в конечном итоге существенно сказалось на звучании в лучшую сторону при сохранении заданного производителем характера. В сравнении с линейкой Diezel усилитель обладает более грязным перегрузом на риффах, но отличается чуть меньшей компрессией сигнала и самыми сочными обертонами при игре соло, оставляя позади все другие бренды и заставляя гитару по-настоящему петь. Недаром связка Marshall и Gibson считается классической на протяжении многих десятилетий. Предусмотрены последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 5×12AX7 и 4×EL34.

Итого: грязный перегруз с подрезанной серединой, самые сочные обертона

История легендарной серии Marshall JCM 800 началась в 1981 году и сыграла значительную роль в становлении эры тяжёлого рока и металла 1980-х. Целое поколение всемирно известных гитаристов, таких как Zakk Wylde, Slash, Kerry King и других записали свои бессмертные шедевры на усилителях JCM 800, которые по сути являются продолжением выпускавшейся в 1970-х линейки JMP с новым дизайном. Первоначально в модельном ряду были представлены одноканальные головы с двумя входами различной чувствительности мощностью 50 Ватт (2204) и 100 Ватт (2203). Позднее появились двухканальные версии с разрывом петли эффектов и встроенным пружинным ревербератором мощностью 50 Ватт (2205) и 100 Ватт (2210). Серия JCM 800 продержалась на конвейере до 1990 года.

Безусловно, данный усилитель не относится к категории hi-end, однако ввиду его беспрецедентной популярности мы не смогли пройти мимо и включили раритетную голову в настоящий обзор. Представленный экземпляр был выпущен на закате карьеры в 1990 году. Важно отметить, что звучание винтажного JCM 800 отличается от современных серий JCM 2000 и JVM в лучшую сторону, что говорит о снижении качества выпускаемой продукции ввиду сборки новых аппаратов на дешёвых компонентах, требующих модификации.

Характер перегруза традиционно острый, что является фирменной чертой Marshall, однако при этом довольно чистый и читаемый с достаточным количеством низких частот, а также быстрой и резкой атакой. Запас гейна минимальный, а диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий. В целом, по уровню звучания JCM 800 находится между стоковыми и модифицированными современниками, заметно уступая им лишь в плане функционала. Петля эффектов и midi-управление отсутствуют. По умолчанию комплектовался лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: острый перегруз с приемлемыми низом и читаемостью

8. Custom Audio Amplifiers OD-100 SE+ – 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель предназначен для исполнения хард-рока и отличается характерным окрасом звука в виде бустированной центральной середины без возможности регулировки. Каждый из каналов имеет два режима звучания, причём кнопка boost на первом канале увеличивает громкость, а на втором – гейн. Перегруз чуть более грязный, чем у аппаратов Diezel. Ручки Power и Standby, а также регулятор нижней середины Whomp и потенциометр ультравысоких частот Feedback находятся на задней панели. В результате расположения обоих трансформаторов с одной стороны усилитель перевешивает на бок.

Звучание аппарата можно охарактеризовать как роковое с приставкой «на любителя» ввиду искусственно «выпрыгивающей» середины (причём наиболее точным термином будет именно упругая, а не жирная), которая добавляет плотность и драйв при исполнении риффов, но искажает реальное восприятие гитары и субъективно делает низ более размазанным. Ещё одной типичной ошибкой является расхожее мнение о том, что Custom Audio представляет собой улучшенный Marshall, тогда как в действительности характер перегруза и окрас звучания у них разный (первый – чистый и упругий, второй – грязный и острый). Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×EL34 (либо 5881).

Итого: бустированный в области центральной середины упругий перегруз

9. Bogner Ecstasy 101 B – 120 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель от немецкого радиоинженера Реинхольда Богнера увидел свет в 1992 году и произвёл настоящий фурор на рок-сцене Лос Анджелеса. Довольно быстро на данную модель обратили внимание такие гитаристы, как Eric Johnson, Steve Vai, George Lynch, Brad Whitford и др. В 1995 году голова была дополнена встроенным аттенюатором, потенциометрами Presence и привязанным к различным каналам внутренним переключателем между кабинетами. Помимо этого аппарат имеет множество тумблеров, изменяющих степень усиления, яркость и мощность сигнала, которые позволяют получать очень широкую звуковую палитру от винтажного тембра британских моделей 60-х годов до современных хай-гейновых монстров 2000-х.

В частности, на передней и задней панелях присутствуют переключатели пентодно-триодного режима работы ламп Sound Style (Old-New), уровня гейна Plexi Mode (0-Ch2-Ch3), Structure (Low-High) и Gain Boost Ch1, Ch2/Ch3 (Low-High), количества высоких частот Pre.EQ Ch.1, Ch. 2, Ch.3 (Normal-Bright1-Bright2), выходной мощности Output Power (1/2-Full) и Power Amp Class (A-A/B), а также амплитуды колебаний динамиков в кабинете Excursion (Medium-Loose-Tight), что позволяет варьировать итоговую мощность от 7 до 120 Ватт. Кроме того, голова имеет два входа Low и High Input. В общем, любая прихоть за ваши деньги!

Звучание усилителя на перегрузе можно охарактеризовать как роковое с жирной серединой, быстрой атакой, хорошей читаемостью и уравновешенным балансом частот. Данная модель прекрасно подойдёт для исполнения такой музыки, как AC/DC, ZZ Top, Whitesnake, Alice Cooper, Aerosmith, Kiss, Guns n" Roses и др. В свою очередь для любителей рубить металл Bogner выпустил голову Uberschall. Однако при сравнении Diezel VH4 звучит собраннее, быстрее по атаке и проработаннее по частотам. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×EL34.

Итого: жирный сбалансированный перегруз

10. Orange Thunderverb TV200H - 200 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В конце 2000-х годов Orange Thunderverb являлся флагманом компании и предлагал музыкантам два различных варианта перегруза в одном флаконе: классический для игры хард-рока и модерновый для любителей металла. Фактически, голова представляет собой симбиоз моделей Rockerverb и Dual Dark. Несмотря на общий трёхполосный эквалайзер обоих каналов каждый из них имеет собственные регуляторы Volume и Gain, а также дополнительный потенциометр shape на канале B, вырезающий нижнюю середину. Кроме того, усилитель обладает встроенным аттенюатором, пружинной реверберацией и возможностью переключения выходной мощности 100/200 Ватт с выбором отсекаемых ламп 1+3 либо 2+4.

По звучанию на перегрузе каналы A и B отличаются друг от друга даже при отключённом контуре shape, последний звучит несколько острее и напоминает в этом плане Diezel Herbert. Характер гейна достаточно собранный и сбалансированный по частотам с жирной серединой, плотным низом и яркими верхами. В сравнении с Diezel VH4 усилитель имеет менее резкую атаку, немного худшую читаемость и не такой чёткий низ. В то же время при игре соло голова отличается от большинства других аппаратов минимальным уровнем компрессии, по динамике и прозрачности напоминая Fortress Odin, благодаря чему передаёт натуральное звучание инструмента. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6550.

Итого: жирный сбалансированный перегруз с небольшой компрессией

11. Hughes & Kettner TriAmp MK II - 100 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Первая версия немецкого усилителя TriAmp увидела свет в 1995 году и предлагала музыкантам 3 независимых канала с двумя уровнями гейна на каждом, имея в своём арсенале 7 ламп в предусилителе и 6 ламп в оконечнике. В 2002 году было выпущено обновление MK II с легендарной светящейся панелью, базирующееся на 9-ти и 4-х лампах соответственно. Наконец, в 2015 году миру представили третью ревизию MK III, имеющую 6 независимых каналов с midi-управлением, потенциометры регулировки ультранизких частот Resonance и шумоподавления Noise Gate, построенную на 9-ти и 6-ти лампах мощностью 145 Ватт. Таким образом, одна голова охватила звуковую палитру всех выпускавшихся усилителей начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми годами по декаде на каждый канал с широчайшим функционалом индивидуальных настроек.

На перегрузе TriAmp обладает исключительно чистым и читаемым гейном, сбалансированным по всем частотам, быстрой и резкой атакой, очень сочными обертонами и минимальной компрессией на соло. При сравнении с Diezel VH4 можно забыть, на каком из двух усилителей вы играете. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов плюс отдельные вход и выход для использования головы в качестве предусилителя и оконечника, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 9×12AX7 и 4×EL34.

12. Peavey 5150 - 120 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель Peavey 5150 был выпущен в 1992 году в качестве именной модели гитариста Eddie Van Halen. Голова имеет два канала Rhythm и Lead, ориентированных на игру рока и металла, общий эквалайзер с дополнительными кнопками bright и crunch на первом канале, два входа различной чувствительности normal gain и high gain, а также переключатель заземления на задней панели. Позднее появилась вторая версия 5150 II, отличающаяся одним входом и независимыми эквалайзерами для каждого из каналов. После прекращения сотрудничества с музыкантом в 2004 году модель получила новое название 6505 в честь 40-летнего юбилея производителя Peavey (1965-2005).

По звучанию на перегрузе каналы Rhythm и Lead различаются степенью усиления и компрессии, а также тембральным окрасом. В обоих случаях характер гейна собранный, однако на втором канале дополнительно подрезана нижняя середина и запредельно искажён входной сигнал, ввиду чего выкручивать ручку pre gain выше положения 2 из 10 не имеет смысла. При этом перегруз становится крайне зажатым и напоминает усилители Engl с их процессорным звучанием. В сравнении с Diezel VH4 голова обладает менее резкой атакой, несколько худшей читаемостью и не такими сочными обертонами. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 5×12AX7 и 4×6L6.

Итого: собранный компрессированный перегруз

13. Krank Krankenstein - 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Dimebag Darrell и позиционируется как хай-гейнер для игры тяжёлого металла. Помимо стандартного набора регулировок эквалайзер имеет потенциометр Sweep, корректирующий присутствие в звуке верхней середины. Вторая версия Krankenstein+ отличается от оригинала увеличенной мощностью 120 Ватт.

На перегрузе Krank характеризуется чрезмерным уровнем искажения сигнала и компрессии, напоминая канал Lead на усилителе Peavey 5150, ввиду чего потенциометр Gain не имеет смысла выкручивать выше положения 2/10. Голова обладает посредственной читаемостью, не лучшим образом сбалансированной частотной характеристикой и отсутствием динамики. Предусмотрена параллельная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× 6550.

Итого: транзисторный компрессированный перегруз

14. Fortress Odin – 50 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Один из немногих усилителей, способный по качеству перегруза конкурировать на равных с линейкой Diezel. Аппарат увидел свет в 2016 году как результат многолетней работы отечественного инженера Валерия Рязанцева в тандеме с Вадимом Новиковым по модификации ламповых голов ведущих мировых брендов, что в конечном итоге привело к созданию собственной модели Odin, успевшей занять своё место на многих российских студиях звукозаписи.

В сравнении с Diezel усилитель обладает значительно меньшей компрессией сигнала, благодаря чему звучит максимально прозрачно при исполнении соло, сохраняя динамику звукоизвлечения и при этом не теряя сустейн. На риффах перегруз чистый и читаемый, с быстрой и резкой атакой, великолепным балансом всех частот и насыщенной серединой. При увеличении количества гейна звук становится жирнее и одновременно острее, но прозрачность и динамика сохраняются. Передаёт правильное неискажённое звучание гитары со всеми нюансами тембра древесины и звукоснимателей без какого-либо окраса. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: сбалансированный по всем частотам некомпрессированный перегруз

Над данной статьей трудился Vlad X

Представляем вашему вниманию схему двухтактного лампового усилителя мощностью 50 ватт, предназначенного для усиления сигнала с датчиков электрогитары или других музыкальных инструментов. Ниже на снимке показан внешний вид усилителя.

Это принципиальная схема усилителя:

Плата и остальные элементы конструкции смонтированы на шасси, сделанном из листового алюминия толщиной 1 мм. Корпус сделан из МДФ и обтянут искусственной кожей, углы закрыты накладками, как в большинстве эстрадной аппаратуры. Но прежде чем приступить к изготовлению корпуса, сначала соберите сам усилитель. Скорее всего шасси вам придется переделывать под себя, в зависимости от того, какие элементы и каких габаритов будут устанавливаться. Поэтому ниже приведен примерный вариант каркаса, его и подгоняйте.

Этот рисунок сделан не в масштабе, его нельзя просто распечатать в натуральную величину и перенести на заготовку. Поэтому разметка листа алюминия делается обычным способом с помощью линейки и карандаша. Диаметры сверлений зависят от габаритных размеров ваших конденсаторов, трансформаторов, дросселя, потенциометров и других элементов.

Когда все выпилено и просверлено, загните края заготовки под 90 градусов. Получилось? Идем дальше.
Начинаем установку элементов на изготовленное шасси и далее производим сборку самой схемы усилителя. Основная масса элементов смонтирована на печатной плате, остальные соединения выполнены навесным способом. Вид на печатную плату со стороны элементов изображен на следующем рисунке.

При изготовлении платы предусмотрите 6 отверстий для ее крепления к основному шасси, на рисунке эти отверстия не обозначены.

На следующем рисунке обозначена подводка проводов к плате:

Близким аналогом лампы ECC83 является лампа отечественного производства 6Н2П.
Близким аналогом лампы EL34 является лампа отечественного производства 6П27С.

Это вид собранного на шасси усилителя спереди.

Вид сзади (со стороны выходных разъемов и разъема питающего провода 220В)

Вид шасси с установленными элементами сверху.